Перевод статьи https://cexplorer.io/article/maximalism-hinders-adoption-and-hurts-everyone
Майкл Сэйлор (Michael Saylor) выразил уверенность в том, что ни один спотовый ETF для Ethereum или любой другой криптовалюты, включая Cardano, не получит одобрения. Далее он заявил, что скоро станет очевидно, что все криптовалюты, за исключением Bitcoin, являются незарегистрированными ценными бумагами. По его словам, Уолл-стрит признает только Bitcoin в качестве законного инвестиционного криптоактива.
Сатоши Накамото (Satoshi Nakamoto), создатель Bitcoin, был бы последним человеком, который проявил бы беспокойство по поводу того, купит ли Уолл-стрит BTC или как правительства будут классифицировать Bitcoin. В первом блоке блокчейна Bitcoin содержится текст: “The Times от 3 января 2009 года. Канцлер готов во второй раз спасти банки”. Это часто интерпретируется как критика традиционной банковской системы и политики правительства, которая спасала обанкротившиеся банки.
Bitcoin был задуман как альтернатива банкам и правительствам. Сэйлор, наряду с другими сторонниками Bitcoin, рад, что Bitcoin вошел в основной финансовый мир. Они заинтересованы в том, чтобы регулирующие органы запретили конкурирующие криптовалюты. Поступая таким образом, они, по сути, подрывают идеалы Сатоши и принципы, на которых был основан Bitcoin. Максималисты не понимают, что они оказались по другую сторону баррикад.
Мир не делится на черное и белое
Накамото критиковал традиционную банковскую систему и Уолл-стрит. Он считал, что "основная проблема традиционной валюты заключается в том, что для ее функционирования требуется доверие. Нужно доверять центральному банку, что он не обесценит валюту, но история фиатных валют полна случаев нарушения этого доверия”.
Вероятно, единственное, в чем согласились бы Накамото и Сэйлор, а также большинство крипто-фанатов, это в том, что банковская система не функционирует должным образом. Однако я полагаю, что по многим другим вопросам взгляды Сатоши существенно отличались бы от взглядов Сэйлора.
По сути, Сэйлор - спекулятивный инвестор, который, похоже, обращается к правительству с просьбой защитить его инвестиции. Запрет конкурирующих криптовалют потенциально может повысить рыночную стоимость его активов.
Сатоши стремился решить проблему доверия, в частности, устранить лишних посредников. Сатоши видел путь к успеху в самостоятельном хранении активов и одноранговых транзакциях. Спотовые ETF представляют собой разительный контраст с тем, что требуется для процветания технологии блокчейн.
Действительно, можно утверждать, что взгляды Сатоши были слишком пропитаны духом киберпанка и не совсем применимы к общепринятым сценариям. Более фундаментальная проблема заключается в том, что Bitcoin, с технологической точки зрения, может быть не в полной мере приспособлен для реализации видения Сатоши. Высокая волатильность всех криптовалют вынуждает частных лиц продолжать использовать фиатные валюты в качестве средства обмена, даже если они предпочли бы использовать BTC.
Bitcoin вряд ли приведет к краху банковской системы или падению правительств. Что мы можем ожидать в ближайшие десятилетия, так это постепенную трансформацию финансовой системы. Регулирование криптовалют и приток инвестиционного капитала будут неотъемлемой частью этой эволюции. Сатоши, возможно, и не одобрил бы этого, но справедливости ради стоит сказать, что он, возможно, был несколько наивен в отношении траектории внедрения Bitcoin.
Более того, утверждение Сэйлора о том, что Bitcoin является единственным жизнеспособным решением для проблемного финансового сектора, не обязательно соответствует действительности. После четвертого халвинга Bitcoin мы осознаем ограничения Bitcoin, и могут возникнуть опасения по поводу его экономической устойчивости. Мы должны задаться вопросом, можем ли мы устранить эти ограничения и были ли они устранены в другом проекте. Если мы стремимся сохранять интеллектуальную честность и не игнорировать проблемы, мы должны признать многочисленные достижения определенных блокчейнов.
Справедливо будет сказать, что Bitcoin во многом технологически отстает от конкурентов. Усилия по внедрению DeFi в экосистему Bitcoin делают эти недостатки еще более заметными.
Максималисты препятствуют принятию
Наиболее сложным аспектом принятия криптовалют, по-видимому, является изменение мировоззрения людей. Во многих странах мира по-прежнему сохраняется относительно высокое доверие к своим правительствам и банковским системам, особенно в развитых странах. Напротив, в развивающихся странах, где отсутствует надежная банковская система или наблюдается высокая инфляция, любая альтернатива, включая блокчейн, считается подходящей.
Такие люди, как Сэйлор, повлияли на то, что люди стали рассматривать криптовалюты в первую очередь как инвестиции и лишь во вторую - как технологию, способную совершить переворот в финансовом секторе. Человеческая склонность к жадности часто преобладает, и стремление к богатству перевешивает стремление изменить мир. Влиятельные люди должны питать не жадность, а скорее желание перемен. Однако иногда границы могут сливаться в одну.
Отрицание ощутимого технологического прогресса в многочисленных блокчейн проектах вредит не только этим проектам, но и, как это ни парадоксально, самому Bitcoin. Вот несколько примеров, иллюстрирующих это.
Bitcoin может обрабатывать только 7 транзакций в секунду. Когда спрос на транзакции превышает максимальную пропускную способность протокола, комиссии растут, что делает Bitcoin практически непригодным для использования теми, кто в нем больше всего нуждается, например, частными лицами в развивающихся странах. Несмотря на то, что Lightning Network (LN) разрабатывается уже почти десять лет, это, по-видимому, не является оптимальным решением. Большинство пользователей вынуждены использовать эту сеть в кастодиальном варианте, что противоречит представлениям Сатоши. В LN заблокирована лишь незначительная часть монет BTC.
В отсутствие конкуренции между блокчейн проектами люди сегодня могут переводить BTC друг другу с помощью десятков других существующих решений слоев L1 и L2. Для некоторых может оказаться неожиданностью, что в конкурирующих блокчейнах заблокировано значительно больше монет BTC, чем в LN. Таким образом, рынок демонстрирует, что частные лица лучше всех умеют находить наиболее подходящее решение для себя.
Говоря о цифрах, в LN заблокировано всего около 4700 BTC, в то время как на Ethereum сминчено 156 000 обернутых BTC. Я говорю об одном проекте.
Если бы кто-то подсчитал все транзакции в секунду (TPS) во всех решениях слоя 1 и слоя 2 в криптоиндустрии, общее количество транзакций в секунду могло бы достигать нескольких сотен. На экосистему Bitcoin, включая сеть Lightning, приходится примерно лишь 5% всех транзакций в криптоиндустрии. С точки зрения активности пользователей в блокчейне, Bitcoin, безусловно, не является мейнстримом.
На стейблкоины приходится до 70% всех транзакций в криптопространстве - секторе, из которого Bitcoin полностью исключен. Сатоши мог бы выразить удивление, узнав, что есть люди, которые хотят внедрить стейблкоины в экосистему Bitcoin, что в корне противоречит первоначальной философии Bitcoin.
Долгосрочные держатели BTC стремились к постоянному доходу от своих активов. В предыдущем цикле многочисленные влиятельные лица привлекали их к централизованным сервисам, подобным Celsius. Это привело к тому, что многие Bitcoin-энтузиасты потеряли свои монеты. Если бы они использовали децентрализованные финансовые сервисы (DeFi) на различных платформах смарт контрактов, они могли бы избежать подобных потерь. Многие держатели BTC практикуют это годами. Максимализм препятствует использованию явно более безопасных сервисов, концепции, которая, вероятно, соответствовала бы идеалам Сатоши.
Сатоши уделял большое внимание децентрализации. К сожалению, мы не можем узнать, что он думает о текущем уровне децентрализации Bitcoin. Он может быть обескуражен, узнав, что более половины блоков минтится всего двумя доминирующими пулами и что горстка доминирующих майнеров контролирует более половины хешрейта.
Каково было бы мнение Сатоши о децентрализации Cardano? В то время как коэффициент Накамото для Bitcoin равен 2, коэффициент для Cardano равен 58. Выступал ли бы Сатоши за правительственный запрет Cardano, или он был бы более склонен вдохновиться и модифицировать протокол Bitcoin, чтобы достичь аналогичного уровня децентрализации? Можно предположить, что он выступил бы за децентрализацию.
Многие максималисты часто игнорируют недостатки Bitcoin и отвергают конкурирующие проекты. В то же время сегодняшняя конкуренция превзошла Bitcoin почти во всех аспектах, за исключением рыночной капитализации. Таким образом, максималисты боготворят рыночную капитализацию, отстраняясь от технологических достижений протокола.
Если конкуренция на технологическом уровне уже проиграна, возникает необходимость конкурировать на уровне нарративов. Это приводит к соперничеству и нападкам на конкурентов. Некоторые Bitcoin-максималисты даже лоббировали у чиновников запрет на консенсус с подтверждением ставки или выдвигали другие столь же необоснованные требования.
Однако, похоже, что юридически могут быть запрещены все кастодиальные решения. В контексте Bitcoin это относится к сети Lightning или, возможно, даже к пулам. В обоих случаях у посредника есть приватные ключи от монет BTC, которые принадлежат кому-то другому.
Неудача в Сальвадоре
Сальвадор вошел в историю в сентябре 2021 года, став первой страной, принявшей Bitcoin в качестве законного платежного средства.
Как поживают сальвадорцы после трех лет использования Bitcoin?
Национальный репрезентативный опрос 1800 сальвадорских домохозяйств показал, что уровень использования цифровых платежей и Bitcoin является низким, сконцентрированным и со временем сокращается. Более 60 процентов первых пользователей правительственного цифрового кошелька Chivo не совершили ни одной транзакции после того, как потратили бесплатные Bitcoin, поступившие вместе со счетом, а 20 процентам еще предстоит потратить бонус.
Несмотря на бесплатные Bitcoin и скидки на бензин для тех, кто скачивает и использует криптовалютное приложение, загрузки приостановились, а использование в повседневной жизни не получило широкого распространения.
Предполагалось, что технология Bitcoin будет использоваться для денежных переводов. Несмотря на то, что приложением Chivo пользуется незначительная часть населения, для тех же целей начали использовать стейблкоин USDC.
Одной из причин, по которой жители Сальвадора не приняли Bitcoin, является его высокая волатильность. Несмотря на то, что Bitcoin пользовался поддержкой правительства, и конкурирующие решения были отвергнуты, некоторые люди нашли свой путь к стейблкоинам.
Можно сказать, что максимализм мешает жителям Сальвадора найти решение, которое подходит им больше, чем Bitcoin. Оказывается, в бедных регионах люди начинают использовать стейблкоины, обеспеченные долларами США.
Я понимаю, что люди хотели бы видеть Bitcoin доминирующей платежной сетью. Однако средство обмена должно быть стабильным в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Максималисты должны понимать, что Bitcoin подходит не всем.
Технологический прогресс нельзя запретить
Такие люди, как Сэйлор, похоже, упускают из виду тот факт, что технологический прогресс невозможно подавить. Как только появляется новая технология, такая как блокчейн, люди начинают ее совершенствовать и внедрять инновации. Bitcoin-сообщество решило обновлять Bitcoin-протокол консервативно, поэтому неудивительно, что другие проекты взяли на себя инициативу в области инноваций.
Новые проекты, такие как Cardano, опираются не только на передовые технологии, но и на обширные сообщества. Максималисты могут быть удивлены, узнав, что многие люди предпочитают децентрализацию или используют несколько проектов одновременно. Они также могут быть удивлены, узнав, что многие люди, которые когда-то были Bitcoin-энтузиастами, по разным причинам стали поклонниками других проектов. Глупо судить людей за их выбор. Мы должны просто признать, что люди могут формировать свое собственное мнение и что разнообразие мнений и предпочтений полезно.
Представьте, что было бы, если бы Ford потребовал от правительства запретить конкурирующих с ним производителей автомобилей, или если бы Microsoft потребовала запретить конкурирующие операционные системы. Монополия не приносит пользы рынку. Зачем стремиться к монополизации денег? Почему бы не создать несколько конкурирующих криптовалют?
Конкурентная среда уже дала ощутимые результаты в виде лучших показателей децентрализации, программируемости, долгосрочной экономической устойчивости и масштабируемости, чем у Bitcoin. Без конкуренции сектор DeFi не существовал бы. А знаете ли вы, создание чего именно сейчас хочет Bitcoin-сообщество? DeFi, те же услуги DeFi, которые они видят в других местах.
Позвольте блокчейнам, работающим на консенсусе доказательства работы (Proof-of-Work) сосуществовать с блокчейнами, работающими на консенсусе с доказательством ставки (Proof-of-Stake). Пусть появляются новые концепции. Развитие любой сложной технологии никогда не прекращается. Даже у денег богатая история инноваций. Наивно полагать, что эволюция денег завершится с появлением Bitcoin.
Что, если бы наилучшую форму денег можно было запрограммировать? Что, если бы новые деньги не нуждались в кастодианах? Что, если бы форма управления могла развиваться в соответствии с новыми деньгами? И почему бы нам не поэкспериментировать, чтобы определить, какая форма денег является наилучшей? Почему мы должны довольствоваться тем фактом, что майнеры, то есть несколько крупных майнинговых компаний, сегодня решатся на инновации в Bitcoin?
Есть много вопросов, на которые у нас нет ответов. Единственный выход - постоянно совершенствоваться и не бояться технологического прогресса, который может привести к изменениям.
Сэйлор боится технического прогресса, потому что боится перемен. Если бы он перестал быть Bitcoin-максималистом, он подвергся бы риску потерять часть своей репутации. Хорошая новость заключается в том, что ни Сэйлор, ни правительства не могут остановить технологический прогресс.
Bitcoin воплощает механизм свободы. Он должен оставаться безразличным к мнениям, независимо от того, исходят ли они от банков или правительств, и выступают ли они за его поддержку или запрет.
Сатоши даровал нам этот инструмент свободы. Такие фигуры, как Сэйлор, превращают Bitcoin в инструмент абсолютизма. Максималисты пытаются разделить общество на Bitcoin-элиту и остальных. Сэйлор, которому принадлежит 1% от общего объема предложения Bitcoin, возможно, стремится стать новым мировым лидером.
Отсутствие альтернативы приравнивается к отсутствию свободы. Отсутствие другого выбора и необходимость приспосабливаться к существующему положению дел препятствуют общественному развитию и технологическому прогрессу.
Вывод
Сэйлор - любимец многих максималистов, на самом деле только потому, что он продолжает покупать BTC. Однако его взгляды во многом отличаются от взглядов Сатоши. Отождествлять себя с Сэйлором - значит, по сути, соглашаться с запретом конкуренции и технологического прогресса.
Одобрение ETF не должно быть конечной точкой для Bitcoin и других криптопроектов. Так стоит ли нам отказываться от одобрения, скажем, Cardano ETF, потому что это не соответствует видению Сатоши? ETF просто станут частью принятия криптовалюты, и нет смысла сопротивляться этому. Пусть у всех проектов будут одинаковые условия для успеха. Блокчейн проекты должны конкурировать друг с другом на технологическом уровне. Однако люди не должны становиться борцами за какой-то конкретный проект и превращать его в религию. Люди должны выбирать криптовалюту, как автомобиль или операционную систему. Предпочтительные свойства для конкретного использования должны быть решающим фактором. Диапазон широк: от денежных свойств до децентрализации, денежного потока, программируемости, токенов, DID, безопасности и т.д.
Иногда говорят, что Cardano завершит то, что начал Сатоши. В значительной степени это можно воспринимать именно так, поскольку Cardano придерживается консенсуса в стиле Накамото, имеет ограниченное количество монет, использует модель UTxO, а скрипты во многом отличаются от смарт контрактов Ethereum. Кроме того, у Cardano есть амбиции по внедрению ончейн управления и созданию казны проекта, а у команды IOG есть план по значительному повышению масштабируемости L1.
Но дело не только в технологии. Сообщество также является важным аспектом. Люди должны разделять основную точку зрения сообщества и его идеалы. В этом отношении Сэйлор является проблемой для Bitcoin сообщества, поскольку не все разделяют его взгляды. В любом крупном сообществе начнется борьба за власть, и разные группы начнут расходиться во мнениях. Однако сообщество должно оставаться привлекательным для новых членов.
Cardano - это уже существующее доказательство того, что можно добиться значительно более высокой децентрализации, в которой может принять участие буквально каждый держатель токена. Если Ouroboros Leios будет реализован, это станет доказательством того, что можно повысить масштабируемость Консенсуса Накамото. Функция нативных токенов - прекрасный пример того, как использовать токены в модели UTxO. Платформа Plutus является доказательством того, как достичь высокого уровня программируемости.
Bitcoin сообщество может многое почерпнуть от Cardano. Глупо игнорировать технический прогресс, надеяться, что его никто не заметит, или даже требовать от правительств его запрета. Люди умны. Рано или поздно они оценят технический прогресс по достоинству. Команды нескольких проектов Cardano пытаются применить свой опыт работы с моделью UTxO в экосистеме Bitcoin. Приятно видеть, что Bitcoin и Cardano начинают объединяться. Cardano может стать слоем смарт контрактов для Bitcoin.
Нет смысла быть только ярым сторонником Bitcoin, так же как нет смысла быть только ярым сторонником Cardano или Ethereum. Необходимо вместе обсуждать проблемы и пути их решения. Рыночная капитализация, ETF, Уолл-стрит, запреты и нежелание использовать конкурирующие протоколы сдерживают реальное принятие криптовалют. Сэйлор наносит ущерб экосистеме Bitcoin и не имеет шансов остановить конкуренцию или заставить правительства запретить ее.
Иногда я сталкиваюсь с мнением, что все просто хотят спекулировать, поэтому технологический прогресс не имеет значения. Это не имеет смысла, потому что потенциал роста в какой-то момент должен быть исчерпан, и всем выгодно спекулировать на чем-то другом, например, на конкурирующем блокчейне. Основой стабильности и устойчивого развития является прямой сетевой эффект и полезность. Этого невозможно достичь без наиболее подходящих технологий.
// От переводчика: для получения дополнительных переведенных на русский язык статей о Cardano посетите русскоязычный раздел на форуме Cardano. Видеоролики о Cardano на русском языке можно найти на YouTube канале нашего замечательного амбасадора Тимура Сахабутдинова, а также на канале Чарльз Хоскинсон на русском. Хотите поговорить или задать вопрос о Cardano? Тогда приглашаем в наше уютное русскоязычное сообщество Cardano в Telegram. Оставайтесь на связи, все только начинается!