:RU: Как работает механизм вознаграждения Cardano

Перевод статьи https://cexplorer.io/article/how-the-cardano-reward-mechanism-works

Cardano использует монеты ADA для вознаграждения операторов пулов и стейкеров (делегатов), а также для финансирования проектов Catalyst. В будущем монеты из казны проекта будут использоваться для вознаграждения DRep и команды, которая поддерживает исходный код и внедряет изменения в протокол. Откуда Cardano берет эти монеты? Давайте изучим денежно-кредитную политику проекта и механизм вознаграждения.

TLDR

  • В отличие от Bitcoin, у Cardano есть казна проекта, поэтому разработка и управление могут оставаться независимыми от венчурного финансирования.
  • Из общего вознаграждения эпохи 20% монет ADA будут переведены в казну проекта, а остальные будут использованы для вознаграждения за стейкинг.
  • Частью механизма стимулирования является содействие децентрализации. Если требования протокола для пулов не выполняются, часть вознаграждения за стейкинг возвращается в резерв.
  • Cardano может оказаться в ситуации, когда группа по производству блоков борется за ресурсы с группой управления.
  • Монеты ADA расходуются из резерва медленнее, чем первоначально предполагалось.
  • Децентрализация зависит от казны проекта.

Денежно-кредитная политика протокола Cardano

Cardano строится таким образом, чтобы в будущем быть независимым от внешнего финансирования, особенно от венчурных фондов. Команда IOG работала над разработкой протокола и передаст его сообществу в эру Voltaire. Cardano нуждается в достаточном количестве монет ADA не только для вознаграждения за производство блоков, но и для ончейн управления. Представители делегатов (DRep) также будут получать вознаграждение.

В дополнение к резерву, который в той или иной форме есть у каждого блокчейна и содержит монеты для будущих вознаграждений для тех, кто участвует в производстве блоков, у Cardano есть казна проекта. Монеты ADA из казны проекта будут использованы для финансирования управления (Voltaire), разработки протоколов и развития экосистемы (Catalyst).

Денежно-кредитная политика блокчейн протоколов обычно устанавливается командой фиксированным образом в начале, а затем принимается сообществом. В случае с Cardano в блоке Genesis было определено, что будет 45 000 000 000 монет ADA. 30,9% (~14 000 000 000 ADA) было отложено в резерв, 57,6% (~26 000 000 000 ADA) монет были проданы публично, а оставшиеся 11,5% (5 000 000 000 ADA) были разделены между командами IOG, Cardano Foundation и Emurgo.

На рисунке ниже вы можете видеть, как каждую эпоху (продолжительностью 5 дней) Cardano перемещает какое-то количество монет ADA из резерва и использует их для выплаты вознаграждений. Обратите внимание, что резерв и казна проекта находятся за пределами прямоугольника, представляющего эпоху. Это делается для того, чтобы проиллюстрировать, что эти две части монет ADA все еще присутствуют для протокола и сообщества. Если быть более точным, протокол отвечает за перевод монет ADA из резерва, в то время как сообщество будет принимать решение о переводе ADA из казны проекта через DRep. Казна проекта наполняется за счет резерва и взимаемых комиссий.

Если убрать казну проекта, то система работает очень похоже на Bitcoin. Различия заключаются в следующем. Bitcoin немедленно вознаграждает пул за каждый вновь созданный блок, и вознаграждение фиксировано (каждые четыре года вознаграждение уменьшается вдвое). Вознаграждение за блок поступает на адрес пула, и оператор пула вручную отправляет часть вознаграждения майнерам, основываясь на предоставленном ими размере хешрейта.

Cardano, как и Bitcoin, имеет два источника получения вознаграждения, которое выплачивается за производство блоков. Часть вознаграждения поступает из резерва, а часть состоит из комиссий. Поскольку со временем резерв постепенно истощается, а количество монет приближается к нулю, необходимо будет собирать достаточное количество монет для выплаты вознаграждений с помощью комиссий.

На рисунке прямоугольник, показывающий резерв, намеренно больше прямоугольника, показывающего комиссии, но со временем соотношение меняется на противоположное. Размер взимаемых комиссий определяет качество безопасности блокчейн сетей.

Если в качестве комиссий будет собрано недостаточно монет (и их рыночная стоимость будет низкой), безопасность сетей также будет низкой, и они могут рухнуть из-за явления, называемого истощением бюджета безопасности.

Cardano переводит ADA из резерва каждые 5 дней, и сумма определяется параметром p. Параметр p в настоящее время составляет 0,3%. Резерв сокращается более постепенно, и здесь нет внезапных потрясений, как в Bitcoin, где вознаграждение уменьшается резко вдвое каждые 4 года.

Монеты ADA из резерва и комиссий переводятся в виртуальный банк наград. Параметр T определяет, сколько монет ADA поступит в казну проекта (в настоящее время 20%) и сколько будет использовано для выплаты вознаграждений за стейкинг (80%).

Cardano перемещает монеты ADA из резерва и из собранных комиссий в казну проекта в каждую эпоху. На момент написания статьи в ней насчитывалось 1 200 000 000 ADA. На рисунке указаны два вида расходов, которые покрываются из казны проекта, а именно проекты Catalyst и, в ближайшем будущем, расходы, связанные с эрой Voltaire.

Большая часть монет ADA, 80%, будет использована для вознаграждений за стейкинг. Сюда включаются вознаграждения для операторов стейк пулов (SPO), а также для тех, кто делегирует свои монеты в пулы. Обратите внимание, что протокол Cardano справедливо вознаграждает пулы в зависимости от производительности. Согласно протоколу рассчитывается вознаграждение непосредственно для оператора пула на основе настроек пула. Каждый SPO устанавливает фиксированную комиссию, маржу и пледж (монеты ADA оператора пула). Оставшаяся часть вознаграждения пула делится пропорционально между делегатами, в зависимости от количества монет, которые они делегировали пулу.

Чего многие стейкеры не знают, так это того, что некоторая часть вознаграждения за стейкинг не используется (не расходуется) для вознаграждения за производство блоков, а возвращается в резерв. Cardano оценивает эффективность пулов (пропущенные блоки, сражения в слотах и т.д.), распределение стейка и некоторые другие факторы и соответствующим образом корректирует размер вознаграждений (показано на рисунке с помощью η). Существует нечто, называемое потенциальной максимальной ставкой вознаграждения, которую Cardano может выплачивать каждую эпоху за производство блоков. Если определенные условия не выполняются, выплачивается только часть вознаграждения. Таким образом, часть вознаграждения за стейкинг востребована, а часть остается невостребованной.

Протокол Cardano разработан так, чтобы экономически стимулировать качество децентрализации. Протокол определяет оптимальное количество пулов, которое должно существовать. В настоящее время параметр k указывает, что это количество должно быть равно 500. В идеале, должно быть всего 500 пулов, которые будут насыщены.

Реальность такова, что зарегистрировано 3200 пулов, причем примерно 1200 пулов производят по крайней мере 1 блок в каждую эпоху. Добавим, что пул имеет право на вознаграждение только в том случае, если он создает хотя бы 1 блок за эпоху. С точки зрения протокола децентрализация идет не так, как ожидалось.

Очевидно, что в экосистеме не существует ровно 500 пулов, которые были бы насыщены на 100%. Вместо этого существуют пулы, которые имеют низкую насыщенность и производят блоки нерегулярно. С другой стороны, некоторые пулы перенасыщены. В некоторых пулах есть стейки, но они не создают блоков. Общее вознаграждение за эпоху (потенциальный максимум) уменьшается за все недостатки, имевшие место в эпоху.

Можно сказать, что у Cardano есть доходы и расходы. Расходы - это не только вознаграждение за производство блоков, в том виде, как мы их знаем по первому поколению криптовалют, но и расходы на управление. Это дополнительные расходы, и в будущем существует риск того, что управление протоколом может оказаться слишком дорогостоящим, если в нем примет участие чрезмерное количество людей. Давайте не будем забывать, что казна проекта - это ограниченный ресурс, который однажды будет зависеть в основном от собираемых комиссий. Cardano может оказаться в ситуации, когда группы по производству блоков и управлению будут бороться за ресурсы.

В настоящее время соотношение между вознаграждением за стейкинг и казной проекта установлено на уровне 80 к 20. Мы увидим, нужно ли это менять и насколько важным будет управление по сравнению с базовой инфраструктурой. Монеты ADA в казне следует использовать рационально.

Переход к экономике замкнутого цикла

В каждую эпоху количество монет в обращении увеличивается по мере того, как резерв постепенно истощается. В резерве находится примерно 9 400 000 000 монет, а в обращении - 35 600 000 000 монет ADA. В настоящее время у Cardano все еще есть много монет в резерве, которые можно использовать в качестве вознаграждений. Но это скоро изменится. В 2030 году в резерве останется всего около 2 000 000 000 ADA. Ниже мы покажем, что при определенных допущениях может быть и больше, но давайте пока не будем рассматривать эту альтернативу.

В настоящее время примерно 28 000 000 ADA перемещаются каждую эпоху из резерва в виртуальный банк наград. В 2030 году это может составить всего 6 000 000 ADA, что почти в 5 раз меньше, чем сегодня. Если параметры протокола не будут изменены, то 4 800 000 ADA будут использоваться для вознаграждения за стейкинг, а 1 200 000 ADA будут переводиться в казну проекта. Будет ли этого достаточно для выплаты вознаграждения или нет? А что произойдет еще через 10 лет?

Очевидно, что Cardano необходимо будет иметь возможность собирать больше монет за счет комиссий. Другими словами, меньшие поступления из резерва должны быть компенсированы большим количеством монет, собранных в виде комиссий. Должна возникнуть экономика замкнутого цикла, в которой собираемых комиссий будет достаточно для выплаты вознаграждения за производство блоков и управление (включая плату за разработку протокола).

Невозможно определить точное количество монет ADA, которые потребуются для выплаты вознаграждений, поскольку невозможно предсказать рыночную стоимость монет, количество пользователей, сетевые функции, за которые пользователи будут готовы платить, и т.д. Но мы не возражаем, потому что можем представить это в долларовом эквиваленте.

Реальность такова, что затраты на управление пулом, принятие решений или участие в разработке протоколов - это величина, измеряемая в долларах и сопоставимая с обычной зарплатой и сопутствующими расходами на аналогичную деятельность. Доходы сети Cardano, то есть комиссии, можно рассматривать таким же образом. Размер комиссии всегда должен иметь смысл в контексте и не быть непомерным. Люди будут готовы платить разумную комиссию за передачу ценностей, создание токенов или использование приложения.

В настоящее время стимулов сети Cardano достаточно для производства блоков. В долларовом эквиваленте примерно 10 миллионов долларов США из резерва и 35 000 долларов США (100 000 ADA) от собранных комиссий переводятся в виртуальный банк.

В настоящее время затраты на управление незначительны, поскольку казна проекта оплачивает только проекты Catalyst. Однако это изменится, и средства казны будут истощаться все возрастающими темпами по мере того, как разработка протоколов и управление станут более децентрализованными.

Мы можем предположить, что 8 миллионов долларов будут распределяться каждую эпоху в качестве вознаграждения за производство блоков и 2 миллиона долларов будут использоваться для управления. Если бы параметр k был изменен и сеть Cardano предпочла бы иметь 2000 пулов в 2030 году из 8 миллионов долларов США, каждый пул (SPO и все стейкеры) получал бы примерно 4000 долларов США за эпоху. Это 24 000 долларов США в месяц. Если бы оператор пула получал 10% от вознаграждения, он получал бы 2400 долларов США в месяц.

Будет ли достаточно 2 млн долларов США в эпоху или 12 млн долларов США в месяц для управления? Если бы каждый, кому платят из бюджета управления, получал бы в среднем 3000 долларов США в месяц, Cardano могла бы нанять 4000 человек.

На ключевой вопрос еще предстоит ответить. Сможет ли Cardano собирать комиссии в размере 10 млн долларов США в эпоху в 2030 году (независимо от того, сколько стоит ADA)? В пересчете на день это составляет 2 млн долларов США.

Ежедневно протоколом Cardano пользуются около 50 000 человек. Количество кошельков, или пользователей, составляет примерно 4 миллиона, но не все используют Cardano каждый день. Если бы было 5 000 000 человек, Cardano получал бы требуемую сумму. Средняя комиссия составила бы 0,4 доллара США. Является ли такая комиссия за использование первого слоя разумной или нет? Мы тоже не можем этого сказать. Но очень вероятно, что люди будут использовать вторые слои, на которых плата будет значительно (легко в десять раз) ниже. Первым слоям, как правило, будет нелегко с точки зрения обеспечения дохода.

Для более широкого контекста добавим, что для того, чтобы блокчейн обрабатывал 5 000 000 транзакций в день, он должен быть способен обрабатывать в среднем около 60 транзакций в секунду. Это достижимая цель для Cardano на предстоящий 5-летний период, учитывая PoS Leios (индоссантов ввода).

Реально ли 100-кратное увеличение числа пользователей за такой короткий промежуток времени? Первым слоем Ethereum пользуются 500 000 человек в день, несмотря на то, что они переходят на сети второго слоя. Вполне реально, что в ближайшие 10 лет или около того количество человек, использующих Ethereum, вырастет в 10 или более раз, то есть 5 000 000 в день.

1% населения планеты составляет 80 миллионов человек. Криптовалютами владеют сотни миллионов людей. Сколько их будет через 10 лет? Если бы все люди не только владели криптовалютами, но и начали использовать их на первых слоях, мы бы очень легко добрались до десятков миллионов транзакций в сети в день.

Может ли в ближайшем будущем Cardano использоваться в 10 или даже в 100 раз большим количеством людей в день, чем сегодня? Это будет зависеть от многих обстоятельств. Если число пользователей блокчейн сервисов вырастет, то, вероятно, вырастет и для Cardano. Мы считаем, что Cardano может обслуживать до 500 000 пользователей в день (уровень, на котором сегодня находится Ethereum). Рост может быть более быстрым, если спрос на блокчейн сервисы в целом вырастет. Успех Bitcoin и Ethereum приведет к успеху других релевантных блокчейн сетей. Это также будет зависеть от того, продолжит ли HODL доминировать или поведение людей изменится и они начнут чаще пользоваться сервисами DeFi.

У Cardano, безусловно, есть шанс завоевать большую долю рынка. Но даже если бы его доля составляла всего 10%, он все равно мог бы совершать от сотен тысяч до миллионов транзакций в день в течение 10 лет.

Давайте не будем забывать, что в 2030 году в резерве все еще будет около 2 000 000 000 ADA, так что Cardano не придется полагаться исключительно на собранные комиссии. Примерно 6 000 000 ADA будут высвобождаться в каждую эпоху для выплаты вознаграждений. Если рыночная стоимость монет ADA вырастет, это значительно поможет бюджету в будущем. Предположим, что рыночная стоимость монет ADA в 2030 году составит 2 доллара США. Cardano будет иметь в распоряжении 12 миллионов долларов США в каждую эпоху, примерно столько, сколько необходимо сегодня для поддержания сети Cardano.

Мы можем сделать вывод, что бюджета вознаграждений будет достаточно, если примерно 500 000 пользователей в день будут использовать Cardano в 2030 году. Это было бы в 10 раз больше, чем сегодня, и это разумная оценка. Мы также можем предположить, что рыночная стоимость ADA составит не менее 2 долларов США. Рост сетевого эффекта неизбежно повлияет на рыночную капитализацию проекта так же, как и на другие проекты. Ожидать 6-кратного увеличения капитализации при 10-кратном увеличении числа пользователей - это консервативная оценка. Если бы средняя комиссия в сети составляла 0,4 доллара США, Cardano зарабатывала бы 1 млн долларов США в виде комиссий за эпоху. Поскольку трудно предсказать будущее, можно предположить, что Cardano по-прежнему будет в значительной степени зависеть от резерва в 2030 году.

Вывод

Мы упоминали в статье, что часть вознаграждений за стейкинг остается невостребованной и возвращается в резерв. Резерв истощается гораздо медленнее, чем первоначально предполагалось. Предполагалось, что в 1 квартале 2023 года в резерве будет всего около 8 млрд ADA, но на самом деле их насчитывается 9,4 млрд ADA. Если эта тенденция сохранится, в 2030 году в резерве может быть 3,5 млрд ADA вместо предполагаемых 2 млрд ADA. Это позитивно в том смысле, что у экосистемы Cardano будет больше времени для развития и принятия. С другой стороны, возможно, что децентрализованное управление изменит параметры протокола или другие правила, и монеты ADA будут быстрее расходоваться из резерва.

С точки зрения управления, людям полезно иметь базовое представление о денежно-кредитной политике и модели стимулирования. Удивительно, как много людей в экосистеме Cardano (включая известных влиятельных лиц) не знают о существовании казны проекта. Тем не менее, это чрезвычайно важно, поскольку Cardano станет самофинансирующейся экосистемой, которая будет независима от венчурных фондов.

Децентрализация - это не только производство блоков, но и управление проектами. Невозможно поддерживать глобальную сеть только лишь на добровольной основе, если эта сеть будет защищать активы сотен миллионов людей. По меньшей мере, это безответственно. Качество работы людей должно быть должным образом вознаграждено. Очевидно, что венчурные фонды захотят контролировать блокчейн проекты, и это не всегда будет прозрачно. Cardano - один из немногих проектов, который с самого начала избежал влияния венчурного капитала и планирует оставаться экономически независимым в будущем. Влияние команды IOG на Cardano будет постепенно уменьшаться в эре Voltaire в пользу сообщества. Без казны проекта это, вероятно, было бы невозможно.

// От переводчика: для получения дополнительных переведенных на русский язык статей о Cardano посетите русскоязычный раздел на форуме Cardano. Видеоролики о Cardano на русском можно найти на YouTube канале нашего замечательного амбасадора Тимура Сахабутдинова, а также на канале Чарльз Хоскинсон на русском. Хотите поговорить или задать вопрос о Cardano по-русски? Приглашаем вас в наше уютное сообщество в Telegram. Оставайтесь на связи, все только начинается!